- Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
6 августа (24 июля по старому стилю) православная церковь празднует память Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской церквами в лике мучеников-страстотерпцев. История, благодаря летописцам, сохранила рассказ о трагических событиях, которые произошли на Руси почти тысячу лет назад.
Из сказаний известно, что князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были младшими сыновьями Киевского великого князя Владимира Святославовича и христианки болгарского происхождения. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и, особенно, жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.
Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб – город Муром, где с 1010 по 1015 год старался распространить христианскую веру среди язычников. Остальные сыновья князя Владимира тоже получили свои наделы: Полоцк достался Изяславу, Новгород – Ярославу, Древлянская земля – Святославу, Волынский Владимир – Всеволоду, Тмутракань – Мстиславу, Туров – Святополку (усыновленному племяннику).
Вскоре после смерти князя Владимира старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и, видя в братьях возможных претендентов на отцовский Киевский престол, решил их убить.
По приказу Святополка князь Борис был коварно и жестоко убит 6 августа (24 июля по старому стилю) 1015 г. на реке Альте. Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
А спустя почти два месяца после убийства Бориса Святополк послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило князя, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить злодейства со стороны брата Святополка.
Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла 18 сентября (5 сентября по старому стилю) 1015 г. в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска в простом деревянном гробу.
Святой Глеб считается первопросветителем Муромо-Рязанской стороны, где память о нем с древнейших времен хранится как о первом проповеднике христианской веры и покровителе.
В 1019 г. князь Ярослав, один из братьев Бориса и Глеба, собрал войско и разбил дружину Святополка. Решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
В 1019-1020 гг. князь Ярослав разыскал могилу своего брата Глеба, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.
Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 г. был освящен построенный князем Ярославом (Ярославом Мудрым) пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 (2 по старому стилю) мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.
Незадолго до кончины великий князь Ярослав Мудрый разделил Киевское княжество между четырьмя сыновьями. Киевский престол отошел князю Изяславу. Вскоре он был изгнан из столицы взбунтовавшимися горожанами. Князь Изяслав вернулся в Киев 15 (2 по старому стилю) мая 1069 г. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего Борисоглебского храма, воздвигнутого Ярославом Мудрым, новый. 15 (2 по старому стилю) мая 1072 г. мощи святых были перенесены во вновь сооруженную церковь. При этом присутствовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод) и Митрополит Киевский Георгий.
Почитание святых Бориса и Глеба развилось в эпоху внуков Ярослава: сын Изяслава Святополк устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах прислал мастеров, которые оковали серебряные раки листами золота, сын Святослава Олег построил на свои деньги каменную церковь в Вышгороде, в которую 15 (2 по старому стилю) мая 1115 г. во время княжения в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха были перенесены мощи святых.
И с тех пор этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси. Церковь также отмечает память первых русских святых в день убиения Бориса 6 августа (24 июля по старому стилю) и в день убиения Глеба 18 (5 по старому стилю) сентября.
Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 г. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями, среди которых был меч Бориса, вывезенный в 1155 г. во Владимир князем Андреем Боголюбским.
Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г.. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I.
Первоначально Бориса и Глеба почитали как целителей, но очень скоро они стали покровителями всех русских князей, помощниками в битвах. В сказании о братьях они именуются "небесными человеками и земными ангелами", молитва к которым способна отогнать "бранный меч и междоусобие".
Об особом почитании на Руси святых мучеников Бориса и Глеба свидетельствуют многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах в рукописных и печатных книгах XII-XIX вв. История братьев-мучеников не раз вдохновляла летописцев. Древнейшие и наиболее полные варианты сказаний, принадлежащие к числу лучших образцов древнерусской литературы, приписываются Нестору и черноризцу Иакову.
По всей Руси им было посвящено множество храмов и монастырей, в которых хранятся многочисленные фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. "С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.